НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
«ВТС России»
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В 1945–1953 гг.


Военно-техническое сотрудничество великой державы
Избранные главы из книги «ВТС России».


8 мая 2023 года исполнится 70 лет системе военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Эту дату отмечают специалисты сферы ВТС и все те, кто считает себя причастным к данной специфической области международных экономических отношений.

В преддверии юбилея мы начинаем публикацию избранных глав исторического очерка «ВТС России», впервые вышедшего в свет в 2010 году и повторно изданного (на русском и английском языках) в 2013 году. Книга была написана авторским коллективом в составе А.В. Аксёнова, А.Н. Почтарёва, В.Л. Голотюка, В.Н. Михайлина, Б.Н. Горбачёва и А.В. Тарабрина при активном участии экспертно-редакционной комиссии в составе 10 опытных работников Рособоронэкспорта, пользующихся заслуженным авторитетом. Из публикуемых материалов читатель узнает об основных этапах становления, развития и трансформации системы ВТС, откроет для себя новые интересные факты и расширит познания в области военно-технического сотрудничества СССР и современной России с иностранными партнёрами.

В молодой России 1990-х годов, не говоря уже о временах Советского Союза, о военно-техническом сотрудничестве говорить было не принято, эта сфера считалась закрытой от журналистов и общественного обсуждения. С началом демократических преобразований в нашей стране сотни исследователей погрузились в изучение истории и обнаружили, что закупки оружия за рубежом осуществлялись со времен Ивана Грозного, а поставки некоторых образцов вооружений имели место с конца XIX века.

В начале ХХ столетия Россия в основном закупала новые образцы боевой техники, вооружения, автомобилей и другого военного имущества в Англии, Германии, Франции, Италии, хотя при этом и поставляла отечественное (преимущественно стрелковое) оружие в Болгарию, Сербию, Китай. С целью организованного управления данными процессами с 1917 года формировались специальные структуры, такие как, например, Междуведомственный комитет по заграничному снабжению, в состав которого входили представители министерств армии, флота, путей сообщения, промышленности и земледелия.

В последующем десятилетии сформировался целый ряд различных структур, занимавшихся в той или иной степени экспортом и импортом вооружения. Так, 1 июня 1918 года было образовано Центральное управление по снабжению армии, в составе которого предусматривалось иметь Комитет заграничного снабжения. В марте 1919-го комитет трансформировался в Главное управление по заграничному снабжению.

В 1924 году для выполнения импортных заказов Военного ведомства в составе Народного комиссариата внешней и внутренней торговли (НКВТ) создан Специальный отдел экстренных заказов. В ноябре 1927-го этот отдел был переименован в Отдел внешних заказов (ОВЗ), который подчинялся уполномоченному Наркомвоенмора при Наркомторге.

Совершенствование структуры и качества работы советских органов заграничного снабжения шло по мере накопления ими опыта работы. 5 января 1939 года согласно решению Комитета обороны при Совнаркоме СССР ОВЗ был передан из Наркомата обороны в Наркомвнешторг под названием «Спецотдел НКВТ». В документах того времени, подписанных наркомом обороны К. Ворошиловым и наркомом внешней торговли А. Микояном, этот отдел именовался Инженерным, такое название закрепилось за ним и в последующем.

С началом Великой Отечественной войны численность Инженерного отдела возросла, он трансформировался в Инженерное управление Народного комиссариата внешней и внутренней торговли (ИУ НКВТ). По линии ИУ в страну поставлялись все военно-технические грузы, получаемые в рамках ленд-лиза, а их объём был колоссальным.

Сразу после войны Инженерное управление оказывало помощь вооружением и техникой партизанским и освободительным отрядам в Европе, обеспечивало военно-техническим имуществом воинские части, которые формировались в Польше, Албании, Румынии, Югославии и других странах, которые позже назовут «странами восточного блока».

Начиная с 1947 года экспорт военной техники, которая всё ещё была избыточной для сокращающихся Вооружённых сил СССР, существенно вырос. На ИУ НКВТ было возложено проведение расчётов по репарациям и импорту трофейной военной техники. При участии специалистов Инженерного управления в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии организовывалось строительство заводов по производству ВВТ и комплектующих. К 1952 году число сотрудников ИУ НКВТ перестало соответствовать объёму возложенной на них работы.

Постепенно проявлялась ещё одна проблема. В осуществлении экспорта вооружения не было достаточной чёткости, так как наряду с Инженерным управлением Минвнешторга этими вопросами также занимались 9-е управление Военного министерства, 10-е управление Генерального штаба Советской армии и 10-й отдел Морского генерального штаба, который по своему направлению действовал весьма самостоятельно. Такое положение обуславливало необходимость большого количества согласований, избыточное движение документов, что в конечном итоге затягивало рассмотрение просьб иностранных государств на поставку ВВТ.

Несмотря на огромный объём выполняемой работы, нельзя однозначно утверждать, что в то время существовала некая система военно-технического сотрудничества. Во-первых, функции экспорта-импорта ВВТ были рассеяны по различным структурам и плохо скоординированы, а во-вторых (и это главное), отсутствовала встроенность ВТС в систему прямого государственного контроля и управления, что делало невозможным прямое взаимодействие поставщиков техники с её изготовителями в лице предприятий промышленности.

В то же время высшее руководство страны начинало понимать, что военно-техническое сотрудничество – это мощный инструмент внешней политики, а поэтому необходима его интеграция в вертикаль государственного управления. Логичным решением было создание одной самостоятельной структуры, в полной мере отвечающей за процесс, или, как сейчас говорят, принцип «одного окна», причём это «окно» должно находиться под зорким оком высших руководителей страны. Чтобы подробнее узнать, каким образом это произошло, как начинала работу эта новая структура, предлагаем читателям ознакомиться с содержанием 4-й главы исторического очерка «ВТС России».














«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов