НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
объединенная промышленная редакция
оборонно-
промышленный
комплекс россии
специальный информационно-аналитический проект
Выставка UMEX 2024 подтвердила основные тенденции развития БЛА
Крупнейшая на Ближнем Востоке международная выставка и конференция роботизированной техники UMEX 2024 (Unmanned System Exhibition 2024) в шестой раз прошла 23–25 января в Абу-Даби, столице Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ). Как сообщили в оргкомитете выставки, в текущем году UMEX стала самой крупной за всё время её проведения.


«В выставке принимают участие 214 компаний и организаций из 35 стран, в том числе 142 международные компании, а также 245 официальных делегаций. Площадь выставочной экспозиции составила 30 тыс. кв. м, а площадь павильона ОАЭ — 5200 кв. м. Выставку посетили 27 305 человек», — проинформировал представитель оргкомитета.

В последние годы ОАЭ уделяют особое внимание беспилотной авиационной технике, что связано с повышением её роли в различных вооружённых конфликтах. Интерес к беспилотной тематике напрямую связан со стремлением Эмиратов в последние годы развивать национальную оборонную промышленность, продолжая импортировать оружие от нескольких стран-поставщиков. В 2019 году правительство Эмиратов объединило несколько компаний и правительственных учреждений в оборонный конгломерат, известный как группа «Эдж» (EDGE). С тех пор «Эдж» вступила в различные зарубежные партнёрства (в том числе с Францией, Израилем, Бразилией, Малайзией, Украиной и Сербией) для производства различных типов вооружений, включая беспилотные авиационные системы (БАС), противокорабельные ракеты, управляемые и барражирующие боеприпасы, лёгкое стрелковое оружие (ЛСО), средства кибербезопасности и противодействия БАС. В ОАЭ проводится несколько крупных международных выставок вооружений и военной техники, в число которых наряду с салоном «Дубай Эйршоу» (Dubai Airshow) входят выставка вооружений «АЙДЕКС» (IDEX) и выставка беспилотных летательных аппаратов «УМЕКС» (UMEX), на площадках которых демонстрируется вооружение Эмиратов. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), за последнее десятилетие ОАЭ сократили импорт оружия более чем на 40% и в настоящее время являются 18-м крупнейшим мировым экспортёром оружия в мире.

На UMEX 2024, как и на предыдущих выставках последних лет, была представлена отдельная зона тренажёров и обучающего оборудования SIMTEX (Simulation and Training). В целом в Абу-Даби на UMEX & SIMTEX 2024 были представлены беспилотные летательные аппараты (БЛА) различных классов, некоторые типы необитаемых наземных, надводных и подводных аппаратов, робототехника, высокотехнологичные подсистемы.

Участие в UMEX 2024 российских компаний было крайне ограниченно и охватывало только гражданскую тематику.

В частности, компания «Аэромакс» представила натурные макеты беспилотных гражданских вертолётов и комплексные решения на рынке услуг по аэросъёмке и анализу информации с применением БЛА. Вышедшая из концерна «Калашников» и сменившая своё название на «Аэроскан», компания ZALA из Ижевска продемонстрировала ряд вариантов гражданских БЛА для мониторинга и аэрофотосъёмки.

Поскольку беспилотная тематика в последние годы становится одной из доминирующих на крупнейших международных выставках вооружений и военной техники, а также аэрокосмических салонах, особый интерес представляли выводы, касающиеся основных тенденций развития боевых беспилотных аппаратов, которые можно было бы сделать по итогам UMEX 2024.

В 2020 году ОАЭ и Израиль нормализовали отношения, подписав при участии США «Авраамовы соглашения» (Abraham Accords). В рамках этих соглашений администрация президента Трампа обязалась продать ОАЭ истребители F-35 и боевые БЛА. В последние часы президентства Трампа ОАЭ и США подписали письмо о намерениях на закупку у США до 50 F-35 и 18 разведывательно-ударных БЛА MQ-9 «Рипер» (Reaper). К началу 2021 года Израиль подписал «Авраамовы соглашения» о нормализации или улучшении своих отношений с тремя другими членами Лиги арабских государств: Бахрейном, Марокко и Суданом. Администрация Трампа содействовала каждому из этих соглашений и, как и в случае со сделкой с ОАЭ, предоставила со стороны США безопасность, дипломатические или экономические стимулы для большинства рассматриваемых стран. С момента подписания в 2020 году соглашения о нормализации дипломатических отношений между Израилем и ОАЭ двусторонние торговые, военные и дипломатические связи этих стран значительно расширились. В мае 2022 года Израиль и ОАЭ подписали соглашение о свободной торговле, которое вступило в силу в марте 2023 года. С 2020 года объём двусторонней торговли между Израилем и Эмиратами вырос с нескольких сотен миллионов до ожидаемых трёх миллиардов долларов в 2023 году. ОАЭ закупили у Израиля вооружения, в том числе различные системы противовоздушной и противоракетной обороны. По данным Министерства обороны Израиля, экспорт оружия в страны — участники «Авраамовых соглашений» вырос с 853 миллионов долларов в 2021 году до почти 3 миллиардов долларов в 2022 году.

В то же время необходимо отметить, что во время правления администрации Байдена усилилась напряжённость в отношениях между США и Эмиратами. Это связано с тем, что администрация Байдена предупредила правительство ОАЭ, что двусторонним отношениям будет нанесён ущерб, если Китай продолжит строительство военного объекта в порту Халифа. В 2021 году США временно приостановили реализацию предварительных договоренностей о продаже своих вооружений Эмиратам, частично из-за опасений по поводу связей ОАЭ и Китая. Поскольку переговоры зашли в тупик, ВВС ОАЭ в 2021 году направили письмо в Министерство обороны США с отзывом своего контракта по F-35 и MQ-9. На сегодняшний день вопрос продажи этих систем Эмиратам остается нерешённым, хотя переговоры, возможно, продолжаются. Поэтому вполне логичным выглядит участие в «Дубай Эйршоу — 2023» американский компании «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системз» (General Atomics Aeronautical Systems Inc., GA-ASI), являющейся разработчиком и производителем семейства средневысотных БЛА большой продолжительности полёта MQ-9 класса MALE (medium-altitude, long-endurance). Эта компания продвигает в Эмираты БЛА MQ-9B «Си Гардиан» (SeaGuardian), модель которого была представлена на стенде «Дженерал Атомикс». Кроме того, американской компанией была представлена информация, доступная через Q-коды, об остальных своих аппаратах класса MALE.

В то же время ведущий производитель беспилотных аппаратов различных классов Израиль был представлен в Абу-Даби только одной компанией «Элбит Системз» (Elbit Systems). Впрочем, это уже был определённый прогресс, поскольку в ноябре 2023 года на салоне «Дубай Эйршоу — 2023» израильские производители беспилотников вообще отсутствовали на своих выставочных стендах в связи с палестино-израильским конфликтом в секторе Газа, который начался 7 октября прошлого года.

Что касается Украины, то, несмотря на неоднократные заявления всевозможных российских военных экспертов, расплодившихся в последнее время в громадных количествах как на федеральных телевизионных каналах, так и в соцсетях, о том, что украинский оборонно-промышленный комплекс «почил в бозе» и ничего самостоятельно уже производить не может, в работе UMEX 2024 приняло участие пять (!) украинских компаний и экспортных организаций, представивших боевые ударные и разведывательно-ударные БЛА, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) с БЛА, антидроновые ружья, а также FPV-дроны. При этом надо отметить, что Украина не только ежедневно терроризирует многие российские города десятками беспилотников дальнего действия собственной разработки, но и смогла насытить фронтовую зону сотнями FPV-дронов-камикадзе (First Person Vision — вид от оператора) до такой степени, что теперь российскую бронетехнику необходимо защищать индивидуальными средствами РЭБ, устанавливаемыми на танки, БТР и БМП. Что же касается украинских беспилотников дальнего действия, то Киев сумел наладить серийное производство собственных беспилотников дальнего действия, которые десятками ежедневно атакуют объекты на территории различных регионов России, находящихся на удалении нескольких сотен километров от мест их запуска.

Если при этом учитывать ещё и то, что украинское предприятие «Мотор-Сич» не только продолжает производство высококачественных авиационных двигателей для летательных аппаратов различных классов, включая беспилотные, но и экспортирует их, в частности, в Турцию, то заявления о плачевном состоянии украинского ОПК и, прежде всего, предприятий по производству беспилотников выглядят несколько преждевременными.

Выставка UMEX 2024 ещё раз подтвердила, что Эмираты продолжают активно предлагать вооружения собственной разработки для авиационных платформ, в том числе беспилотных, производимых в других странах. В частности, оборонный концерн «Эдж груп» (EDGE Group) подтвердил на UMEX 2024 свои планы по интеграции вооружений собственного производства на турецкие разведывательно-ударные беспилотники типа «Байрактар» (Bayraktar TB2 и TB3), а также «Акынджи» (Akinci) компании «Байкар» (Baykar). На выставке был представлен БЛА «Байрактар» ТВ3 с информацией о том, что номенклатура применяемых с него, а также с БЛА «Акынджи» авиационных средств поражения (АСП) пополнилась эмиратскими высокоточными боеприпасами «Десерт Стинг —16» (Desert Sting 16) и «Десерт Стинг — 25» (Desert Sting 25). В связи с этим можно отметить, что в феврале 2023 года, когда «Байкар» демонстрировала в Абу-Даби на выставке вооружений IDEX-2023 БЛА «Акынджи», ещё не было информации о возможности применения с этого аппарата эмиратских управляемых боеприпасов DS-16 и DS-25.

Как пояснил представитель компании «Байкар», «это первый случай, когда турецкий производитель дронов сертифицирует зарубежные боеприпасы для интеграции на свои платформы». Вполне очевидно, что сотрудничество «Эдж груп» и «Байкар» является взаимовыгодным решением, поскольку Турция увеличивает номенклатуру вооружений для своих беспилотных комплексов, экспортируемых по всему миру, а ОАЭ открывает для себя более широкий международный рынок.

Кроме того, интеграция боеприпасов DS-16 и DS-25 на «Байрактар» TB2/ТВ3 фактически может стать первым шагом к расширению возможностей турецких беспилотников по поражению целей с помощью других АСП, производимых «Эдж груп».

В 2022 году сообщалось, что в ОАЭ уже поставлено 20 БЛА «Байрактар» TB2. Эмираты ведут переговоры о дополнительной закупке ещё 120 дронов с турецкими АСП и пакетом других услуг на сумму до 2 млрд долларов.

В последнее время «Эдж груп» достаточно активно продвигает идею интеграции своего вооружения на платформы других стран. Например, стоит отметить сотрудничество с американской компанией «Дженерал Атомикс» (General Atomics) по интеграции эмиратских ракетных систем на предлагаемый ОАЭ БЛА MQ-9B «Скай Гардиан» (SkyGuardian). Эмиратская компания также предлагает оснастить управляемыми авиабомбами французские истребители «Рафаль» (Rafale), закупленные ОАЭ. Несмотря на то, что первый самолёт Эмираты получат только в 2027 году, работы в этом направлении уже ведутся.

DS-16 представляет собой высокоточный планирующий боеприпас, предназначенный для уничтожения наземных целей с точностью 3 м на дальности более 15 км при пуске с высоты более 9 км. Имеет массу 23 кг, массу боевой части 12 кг.

DS-25 представляет собой высокоточный планирующий боеприпас, предназначенный для уничтожения наземных целей с точностью 3 м на дальности более 22 км. Имеет массу 47 кг, массу боевой части 25 кг.

Необходимо отметить, что представитель «Байкар» ушёл от ответа на вопрос о том, сколько на украинском ТВД потеряно турецких БЛА «Байрактар» ТВ2, поставляемых Вооружённым силам Украины (ВСУ). В то же время, по данным Министерства обороны РФ, по состоянию на ноябрь 2023 года в ходе специальной военной операции (СВО) российскими средствами войсковой ПВО было сбито 96 аппаратов этого типа.

Вполне очевидно, что турецкому производителю «Байрактаров» хорошо известны данные о потерях своих БЛА в боевых действиях. В связи с этим вполне логично стремление турецких разработчиков применять свои средневысотные БЛА большой продолжительности полёта класса MALE (medium-altitude, long-endurance), к которому относятся БЛА «Байрактар» и «Акынджи», в качестве авиационных платформ для доставки АСП в район пуска без захода в зону поражения средств ПВО противника ближнего и среднего действия. В то же время расширение номенклатуры АСП, применяемых с турецких БЛА класса MALE, будет способствовать оптимизации тактических сценариев поражения наземных или надводных целей.

В настоящее время стало вполне очевидным, что малоскоростные БЛА класса MALE уязвимы для огня средств ПВО. В то же время они вполне подходят в качестве носителей барражирующих боеприпасов класса «воздух — поверхность» или планирующих авиабомб, запускаемых за пределами зоны действия средств войсковой ПВО. На выставке UMEX 2024 были представлены различные боеприпасы такого типа, к достоинствам которых можно отнести дальность действия, малую эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), мощную боевую часть (БЧ) и точность наведения на цель.

В частности, сербская компания Green Power Turbine Systems представила планирующий боеприпас самолётной схемы PGB-128, предназначенный для пуска с БЛА. Боеприпас PGB-128 калибра 128 мм имеет полностью модульную конструкцию, предназначен для поражения наземных стационарных целей и может сбрасываться с внешних узлов подвески БЛА-носителей, соответствующих стандарту НАТО MIL-STD-8591. Наведение на цель обеспечивается инерциальной навигационной системой (ИНС), корректируемой по сигналам спутниковой системы GPS. Возможно дополнительное оснащение боеприпаса тепловизионной или полуактивной лазерной головкой самонаведения (ГСН). Круговое вероятное отклонение (КВО) от цели при оснащении боеприпаса полуактивной лазерной ГСН не превышает 3 м. Минимальная дальность полёта составляет 15 км при отделении PGB-128 от носителя на высоте 2 тысячи метров. При сбросе боеприпаса с высоты 7620 м максимальная дальность полёта достигает 60 км.

Длина PGB-128 составляет 1,053 м, размах крыла 1,49 м, масса 30 кг, масса боевой части 18 кг. Корпус выполнен из композиционного материала. Верхнерасположенное крыло имеет складывающиеся консоли, развёртываемые после отделения от БЛА-носителя.

Как сообщил представитель компании-разработчика, в настоящее время начато серийное производство нового барражирующего боеприпаса. Кроме того, компания приступила к созданию варианта PGB-128 для запуска с наземной пусковой установки. Этот боеприпас будет иметь комбинированную траекторию полёта. С помощью ракетного ускорителя PGB-128 сначала будет выводиться на заданную высоту и затем, после отделения ускорителя и развёртывания крыла, переходить на планирующую траекторию полёта к наземной цели.

Сформировавшаяся тенденция оснащения БЛА-носителей барражирующими боеприпасами или планирующими бомбами нашла своё отражение в целом ряде представленных на выставке экспонатов, в том числе и в экспозиции китайской корпорации аэрокосмической науки и техники (China Aerospace Science and Technology Corporation), специализирующейся на разработке беспилотных боевых систем. На стенде корпорации была представлена, в частности, модель многофункционального БЛА средней дальности FH-95, оснащённого высокоточными барражирующими боеприпасами FH-901A, запускаемыми за пределами объектовой зоны ПВО. На двух подкрыльных пилонах БЛА может нести восемь боеприпасов FH-901A, по четыре на каждом пилоне. Оперативный радиус действия аппарата составляет 250 км, продолжительность полёта достигает 12 часов.

В Абу-Даби демонстрировались различные разведывательные БЛА, в том числе предназначенные для транспортировки в рюкзаках военнослужащих. В частности, Республиканское унитарное предприятие «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии Белоруссии впервые показало в Абу-Даби свой новый разведывательный БЛА «Споттер-ПБ-3», разработка которого велась в течение двух лет. К настоящему времени аппарат прошёл все испытания и запущен в серийное производство для Сил специальных операций (ССО) Белоруссии.

БЛА «Споттер-ПБ-3» представляет собой аппарат самолётной схемы с высокорасположенным прямым крылом и стандартным хвостовым оперением в виде киля и двух горизонтальных стабилизаторов. Конструкция аппарата выполнена из композиционных материалов и пенопласта. Электрический двигатель с толкающим воздушным винтом устанавливается в средней части высокорасположенного крыла. В средней подфюзеляжной части аппарата расположена выдвигаемая в полёте телевизионная или инфракрасная камера, убираемая в фюзеляж при посадке.

Аппарат поставляется силам ССО в составе носимого рюкзачного комплекса массой 10 кг, в который, кроме одного БЛА массой 5 кг, входит наземная станция управления (НСУ) в виде портативного планшета и антенны. При транспортировке крыло аппарата отстыковывается от фюзеляжа.

Аппарат может применяться до 10 раз, запускается с руки и осуществляет посадку без парашюта на фюзеляж. Оперативная дальность аппарата составляет 10 км, скорость полёта до 65 км/ч, время полёта до 90 минут, высота полёта до 900 м.

На борту БЛА установлена бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС).

Эстонская компания «Милрем роботикс» (Milrem Robotics), приобретённая в 2023 году эмиратской «Эдж груп», впервые представила свою наземную роботизированную платформу THeMIS UGV (unmanned ground vehicle) с двумя пакетами барражирующих боеприпасов Hunter-SP, предназначенную для действия в прифронтовой полосе.

Портативный барражирующий боеприпас самолётной схемы «Хантер-SP» (Hunter Soldier Portable, Hunter SP) предназначен для выполнения разведывательных и ударных задач. Он разработан компанией «Хэлкон» (HALCON), которая входит в состав «Эдж груп». Максимальная взлётная масса беспилотника составляет 4,5 кг, масса полезной нагрузки 0,7 кг, максимальная высота полёта 305 м, крейсерская скорость 90 км/ч, время автономной работы 20 минут. «Хантер-SP» запускается с портативной пусковой установки, в качестве которой теперь может применяться и THeMIS UGV.

Представленный в Абу-Даби THeMIS UGV несёт два пакета пусковых контейнеров Hunter-SP, по семь единиц с каждой стороны.

Длина UGV 2400 мм, ширина 2000 мм, высота 1810 мм, масса 2040 кг, максимальная скорость 20 км/ч, клиренс
600 мм. Продолжительность хода с полными баками топлива до 15 часов, в скрытном режиме — до 1,5 ч.

В ходе проведения UMEX 2024 «Эдж груп» объявила, что «Милрем роботикс» поставит Вооружённым силам ОАЭ 60 боевых роботизированных машин и безэкипажных наземных транспортных средств, в том числе 20 гусеничных боевых роботизированных машин RCV (remote control vehicle) и 40 UGV THeMIS. Контракт предусматривает поставку гусеничных RCV с 30-мм пушками MK44, платформы THeMIS с 30-мм дистанционно управляемыми боевыми модулями (ДУБМ) M230LF и системами непрямой наводки, а также платформы THeMIS с радиолокационными и видеосистемами, обеспечивающими обнаружение артиллерийского огня противника.

На выставке в Абу-Даби демонстрировались различные БЛА винтокрылых схем, предназначенные для поражения наземной бронетехники, а также фортификационных вооружений и военнослужащих противника из верхней полусферы. В частности, базирующаяся в Лондоне британская компания «Оверуотч» (Overwatch) представила многоцелевой беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Фолос» (Pholos) для высокоточного поражения различных целей при минимальной нагрузке на оператора.

Как сообщил главный технический специалист компании Рори Чамберлейн, сверхмалошумный портативный «Фолос» создан для запуска и применения из укрытия с возможностью зависания в воздухе. Главной отличительной особенностью этого ударного винтокрылого БЛА являются быстросменные полезные нагрузки (ПН), в качестве которых применяются пять типов боевых частей (БЧ). Оператор способен одновременно управлять десятью беспилотниками, которые обеспечены возможностью отмены задания и возвращения к месту старта.

«Фолос» представляет собой вертикальный цилиндрообразный аппарат, в нижней части которого размещается боевая часть оживальной формы, а в верхней — электродвигатель с двумя соосными двухлопастными винтами противоположного вращения. При транспортировке в рюкзаке лопасти винта складываются.

Управление дроном осуществляется с помощью планшета. После включения двигателя по команде оператора осуществляется вертикальный взлёт БЛА, который затем совершает горизонтальный полёт к цели, не меняя при этом своего вертикального положения. При отмене боевого задания дрон может вернуться к месту старта. Взлётная масса аппарата с БЧ составляет 6 кг, масса БЛА без БЧ — 4,5 кг, масса упакованного в рюкзак беспилотника — 8,8 кг. Габариты аппарата в развёрнутом состоянии составляют 805 х 793 мм, со сложенными лопастями — 805 х 145 мм, упакованного в рюкзак — 865 х 175 мм. Максимальная продолжительность полёта составляет 25 минут, максимальная скорость полёта — 10 м/с, время подготовки к полёту — 2 минуты, максимальная дальность — радиосвязи 5 км.

Возможность подключения к сетям MANET, MESH или MIMO позволяет увеличить дальность действия аппарата и управлять им за пределами линии радиосвязи. Система управления полётом позволяет оператору контролировать БЛА в отсутствие сигналов спутниковой системы GPS.

В качестве ПН на беспилотнике могут применяться следующие типы боеприпасов: осколочно-фугасная БЧ для поражения спешенных солдат и небронированной техники (эффективный радиус поражения 38 м); противотанковая кумулятивная БЧ для поражения бронированной техники (пробивает броню толщиной 180 мм); боеприпас объёмного взрыва для поражения личного состава в укрытии; осколочно-фугасный практический боеприпас для динамического обучения личного состава; осколочно-фугасный тренировочный боеприпас для обучения личного состава.

В компании сообщили, что за последний год заказчикам было поставлено 750 БЛА «Фолос», которые успешно применяются в боевых действиях. По данным украинских блогеров, не подтверждённых официально, беспилотники «Фолос» применяются в военном конфликте Украины с Россией.

Частная компания Wedrones, базирующаяся в Абу-Даби, впервые представила на выставке UMEX 2024 модель БЛА KARMA для борьбы с дронами-камикадзе. Как сообщили представители компании-разработчика, первый полёт новый аппарат совершит в текущем году.

В настоящее время на поле боя нет дешёвых эффективных систем поражения барражирующих боеприпасов, утверждают разработчики нового БЛА. Применение для этих целей дорогостоящих зенитных управляемых ракет не соответствует критерию «стоимость — эффективность». Как считают в компании Wedrones, решить эту проблему можно с помощью антидрона, оснащённого различными средствами поражения.

Представленная на выставке модель БЛА для поражения барражирующих боеприпасов имеет самолётную аэродинамическую схему с прямым трапециевидным крылом с зализом в месте сочленения крыла с фюзеляжем. Хвостовое оперение в виде перевёрнутой «V» крепится на двух хвостовых балках. Аппарат полностью выполнен из композиционных материалов.

БЛА оснащён поршневым бензиновым двигателем с двухлопастным толкающим винтом, который расположен в хвостовой части фюзеляжа. Производителем двигателя является германская компания, которую разработчики отказались назвать.

Авиационные средства поражения антидрона могут располагаться на подкрыльевых узлах подвески, которые на демонстрируемой модели представлены не были.

Скорость антидрона составляет 250 км/ч, максимальная высота полёта 5 тысяч метров, дальность связи 100 км, продолжительность полёта 2 часа. Взлёт аппарата осуществляется с катапульты, посадка производится на шасси. Аппарат может применяться многократно, возвращаясь к месту запуска после выполнения боевой задачи.

«Мы уверены, что наша разработка будет востребована на мировом рынке», — отметил представитель компании. Приблизительная стоимость аппарата составляет около 250 тысяч долларов, что не превышает стоимости двух ПЗРК «Стингер». Срок службы БЛА составляет 40 полётов.

Украинские беспилотники можно было видеть в различных зонах выставки. Это было связано с тем, что многие украинские компании сотрудничают с зарубежными партнёрами и демонстрировали свои разработки на совместных стендах. В частности, украинско-чешская компания UAC представила новейший БЛА «Лелека-LR» (Leleka-LR). Этот беспилотник разработан украинской фирмой «Девиро» (DeViro) из г. Днепра на базе БЛА «Лелека-100». Однако его производство будет осуществляться на территории Чехии.

Представители UAC подчёркивают, что «Лелека-LR» создан с учётом опыта применения в российско-украинском военном конфликте и с акцентом на защиту от систем РЭБ. Для этого беспилотник оснащён самыми передовыми технологиями противодействия РЭБ.

На стенде эмиратской компании «Интернэшнл Голден Груп» (International Golden Group, IGG), которая специализируется на поиске новаторских технических решений в военной области и инвестирования в их реализацию, демонстрировались украинские БЛА PD-2, «Шарк» и «Мини-Шарк», представленные компанией «Спецтехноэкспорт». Эти аппараты входят в обойму украинских БЛА, предлагаемых потенциальным инозаказчикам на международных специализированных выставках.

Поскольку на UMEX 2024 были представлены необитаемые надводные и подводные аппараты (ННА и НПА) различных типов, то можно отметить натурный макет украинского ННА «Магура» (Magura V5), впервые представленный компанией «Спецтехноэкспорт».

Выбор Абу-Даби для презентации этого ННА может иметь далеко идущие последствия. Ближний Восток, и особенно ОАЭ, представляет собой регион стратегических водных путей, где сталкиваются интересы многих государств. Поскольку Украина активно применяет ННА в борьбе против Черноморского флота России и для нанесения поражения различным береговым инфраструктурным объектам, то представление аппарата «Магура» должно было продемонстрировать потенциальным заказчикам те апробированные морские технологии, которыми сегодня располагает Киев и которые смогут решить некоторые проблемы морской безопасности, с которыми сталкивается ближневосточный регион.

Magura V5 представляет собой многоцелевой ННА для выполнения широкого спектра задач, включая наблюдение, разведку, патрулирование, поиск и спасение, противоминную защиту, а также различные боевые задачи.

Длина ННА составляет 5,5 м, полная масса менее 1000 кг, грузоподъёмность 320 кг, дальность действия до 400 км, дальность хода до 800 км. Автономность дрона достигает 60 часов, масса боевой части до 200 кг. Крейсерская скорость составляет 41 км/ч, максимальная скорость 78 км/ч. Аппарат оснащён различными системами навигации, включая автоматическую GNSS, инерциальную и визуальную навигацию, и способен передавать до трёх потоков высококачественных видеоизображений. Система криптографической защиты имеет 256-битное шифрование.

Кроме того, ННА оснащён автопилотом, видеоподсистемами, включая ночное видение, резервными модулями связи и боевой частью. Общая стоимость аппарата составляет около 273 тысяч долларов.

ННА «Магура» V5 оснащён силовой установкой, которая может быть как электрической, так и гибридной, что обеспечивает скрытность операций. Управление аппаратом может осуществляться вручную через беспроводную ячеистую сеть, спутниковую связь или автономно.

В состав дополнительного оборудования входит оптоэлектронная система с двойным полем зрения, гироскоп, морской радар и лазерный дальномер.

На основе анализа образцов беспилотных аппаратов, представленных на выставке UMEX 2024, можно сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, наряду с разведывательными беспилотными авиационными системами широкое распространение на Западе в последние годы получили разведывательно-ударные и ударные БАС самолётного и вертолётного типов, а также барражирующие боеприпасы различных типов, включая противорадиолокационные. Разведывательно-ударные БЛА западного производства имеют возможности пуска АСП как по планирующим траекториям, так и отстрела бомбовой нагрузки вертикально вниз для поражения наземных целей, находящихся непосредственно под БЛА — носителем АСП.

Во-вторых, выставка подтвердила формирование устойчивой тенденции развития винтокрылых барражирующих боеприпасов, в том числе разведывательного, разведывательно-ударного и ударного типов.

В-третьих, выставка подтвердила формирование устойчивой тенденции развития средств пакетного запуска БЛА с колёсных и гусеничных мобильных средств, оснащённых пусковыми установками различного типа. Тенденция применения ударных барражирующих боеприпасов по типу РСЗО берётся на вооружение армиями ряда стран.

Можно полагать, что в развитии барражирующих боеприпасов возможность их одновременного массированного запуска является одним из этапов последовательной реализации в будущем концепции «роевого применения» ударных беспилотных средств.

В-четвертых, концепция ведения войн нового поколения будет самым тесным образом связана с необходимостью «дронизации» боевых действий в воздухе, на земле и на море, что требует интеграции беспилотных аппаратов в ударные и разведывательно-ударные контуры. При этом потребность в применении дешёвых беспилотных аппаратов и барражирующих боеприпасов в целом ряде случаев может превалировать над потребностью привлечения дорогостоящих тяжёлых ударных БЛА к решению боевых задач.

В-пятых, выставка подтвердила ориентацию на применение при ведении боевых действий в урбанизированных районах, а также на открытой местности как барражирующих боеприпасов коптерного типа, так и винтокрылых БЛА, способных отстреливать вертикально вниз АСП различного калибра. Наличие таких аппаратов позволяет поражать из верхней полусферы цели, укрывающиеся за городскими зданиями или в складках местности, что весьма затруднительно сделать с помощью боеприпасов самолётных схем.

В-шестых, развитие разведывательно-ударных и ударных БЛА класса MALE идёт с одновременным развитием широкой номенклатуры специализированных АСП, предназначенных для беспилотников этого класса и ориентированных на поражение всего спектра возможных наземных целей.

В-седьмых, современные исследования различных концепций боевого применения «роя» БЛА, а также совершенствование и внедрение «роевых» алгоритмов сделают беспилотные аппараты одним из самых востребованных средств вооружённой борьбы в ближайшей перспективе.












«Оборонно-промышленный комплекс РФ»
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-63976 от 09.12.2015, Журнал подготовлен при участии редакции газеты «Промышленный еженедельник»
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Copyright © 2015-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов